МЕНЮ

Теміртау қаласы әкімдігі Теміртау қаласының білім беру бөлімінің

«№13 «Кораблик» балабақшасы» МКҚК

 

Информация по реализации «Государственной программы функционирования и развития языков в Республике Казахстан

на 2011-2020 годы» в детском саду №13 «Кораблик»

 

Подготовила: учитель казахского языка

Кабдымананова Р. Т.

2018ж

 

Гармоничная языковая политика – основа духовной модернизации

В основе национального кода любой страны лежат в первую очередь язык этого народа, его культура, традиции. Язык – это история народа, его гордость и честь. Казахский язык является не только хранителем всего богатства древней культуры, но и ядром современной казахстанской языковой полиэтнической среды. С первых лет независимости в стране проводится гармоничная языковая политика, учитывающая интересы всего народа Казахстана, которая обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов страны, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.


В Программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» основной упор делается на человеческий фактор – интеллектуально-духовный потенциал, патриотизм и высокую ответственность граждан, сплоченность и единство нации. Здесь важно отметить, что «среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.


Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности».


Сегодня государством большое внимание уделяется вопросам развития языков. В 2017 году мы приступили к реализации третьего этапа Государственной программы развития и функционирования языков. В нашем детском саду был разработан и утвержден План мероприятий на 2017-2020 годы по ее реализации. Определены основные направления работы по достижению целевых индикаторов Государственной программы. Педагогический коллектив Детского сада №13 «Кораблик» постоянно работает над выполнением плана по реализации Закона «О языках» РК.


При входе в детский сад все тексты визуальной информации располагаются на государственном языке сверху или слева, а на русском языке – снизу или справа. Внутренняя стендовая информация напечатана на казахском и русском языках.


В течение учебного года проверялось выполнение педагогами Закона


«О языках» РК. Обучение казахскому языку в нашем детском саду ведется во вторых младших, средних и старших группах в специальном кабинете, где есть дидактическое и техническое оборудование. В нашем саду казахский язык изучает 9 групп.


Изучение казахского языка в группах ведется по Типовой учебной программе воспитания и обучения. Для успешного обучения и закрепления языка работа проводится в тесном контакте с воспитателями и специалистами, в разных видах деятельности:


- режимные моменты (утренняя гимнастика, воспитание гигиенических навыков, культура поведения, культура общения, трудолюбия и т.д.)


- воспитательно – образовательный процесс (занятия, утренники, развлечения, самостоятельная деятельность детей)


- игровая деятельность (дидактические игры, подвижные игры, сюжетно–ролевые игры).


При посещении ОУД обращалось внимание на формы реализации Закона «О языках» РК. В основном педагоги применяют двуязычие на своих ОУД: приветствие, использование отдельных слов.

Совершенствование языковой культуры


В течение учебного года в саду проводились следующие мероприятия:


В ходе мероприятий, посвящённых к Дню Языков были проведены тематические занятия в средних группа. Праздничное оформление музыкального зала и кабинета казахского языка. Использование государственной символики. Папки - передвижки. Стенды. Уголки для родителей. Подбор  книг иллюстраций , национальных игр народов мира.


«Я, ТЫ, ОН, ОНА – вместе дружная семья» - тематическое занятие


«В юрте гости собрались» - игры, знакомство с обрядами традициями людей разных национальностей.


Показав сказку «Верблюжонок ищет друзей», дети продемонстрировали  знания казахского языка, доставив при этом зрителям радость и удовольствие.


Воспитатели всех возрастных групп проводили беседы с детьми о людях разных национальностей населяющих наше многонациональное государство, с рассматриванием иллюстраций, читали художественные произведения по данной тематике. В процессе обыгрывания сюжетно – ролевой игры «Семья»,  дети смогли развить сюжет на основе своего опыта, а так же знаний, полученных  во время  наблюдений в окружающей жизни.


«Я с друзьями целый мир» - тематическое занятие о сегодняшней жизни казахского народа и о людях других национальностей, их общение,
Вместе с детьми старших групп  22.09.2017 года организовали большой праздник «Я и мои друзья». Дети смотрели слайды и слушали песни на языках народов живущих в Казахстане  и читали стихотворения, пели, танцевали и играли в народные игры. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем несравнима. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. В результате у детей и родителей появился неподдельный интерес к культуре разных народов. А главное, дети стали гордиться своей национальной принадлежностью и одновременно понимать: мы сильны, когда все вместе.


Объединяет много наций Казахстан и Президент наш утверждает: «Нужно, чтоб был один язык народов разных стран, и это, несомненно, - язык Дружбы».


Таким образом, наш детский сад выступает той социокультурной средой, которая создаёт оптимальные условия для формирования у детей толерантного, уважительного отношения к людям других национальностей, воспитывает патриотизм, основы гражданственности, а также формирует интерес к жизни своей Родины. 


Конкурс чтецов «Славлю тебя, мой Казахстан!» к Дню Независимости РК,конкурс чтецов «Алтын жүрек анамыз», посвященного празднованию дня рождения первой леди Казахстана С.А.Назарбаевой в рамках декады Самопознание «педагогика: Любовь и Творчество»,


При организации и проведении любого мероприятия педагоги используют государственный язык: в названии тематики, в оформлении. Мероприятия ведутся на двух языках. Каждый понедельник утром в музыкальном зале педагоги с детьми исполняют гимн РК


В целях развития культуры речи, поддержки талантливых и одаренных детей и создания условий для их плодотворной деятельности в течение учебного года проведены массовые мероприятия, в том числе участие в конкурсах по популяризации государственного языка и языков народа Казахстана, из них один областного и несколько республиканского масштаба. 


Два года подряд наш сад был признан лучшей на республиканских конкурсах посвященный к дню Независимости Казахстана. Если в 2016 году Сапаргалиев Санжар занял 3 – место с песней «Атамекен», то в 2017году он завоевал 1- место с песней «Мәңгі жаса Отаным!»


В рамках программы «Рухани жаңғыру» в городском конкурс-« ЕЛІН СҮЙГЕН, ЕЛ СҮЙГЕН ЕЛБАСЫ ", посвященный  к Дню Первого Президента РК наши педагоги Березина С.П и Грехова Е.А заняли 2 место и были вручены им благодарственные письма  от акимата города Темиртау за знание государственного языка. Также им же от центра развития языков были вручены  благодарственные письма за активное участие в конкурсе «АРМЫСЫҢ,ӘЗ - НАУРЫЗ».  Выписываются газеты и журналы на государственном языке: это - Орталық Қазақстан, Егемен Қазақстан, Литер, Ізденіс, Отбасы және балабақша, Өзін-өзі тану, Отан-Заман, Мөлдір-бұлақ.

Государственный язык и политика трехъязычия


Знание языков- прежде всего потребность для человека, живущего в современном мире.Внедрение трехьязычного обучения – веление времени. XXI век требует ускоренных темпов во всех сферах жизни. Три языка нужно знать уже в стенах школы , а основа должна быть заложена еще в дошкольном детстве.Государство как раз с этой позиции пытается создать равные возможности для всех детей, чтобы они могли изучать эти языки с раннего возраста, то есть с детского сада.


Президент страны , подчеркивая важность трехьязычного обучения, сказал : «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это казахский язык- государственный язык, русский язык- межнационального общения и английский язык- язык успешной интеграции в глобальную экономику» внедрение трехьязичия в образование является подготовкой казахстанских детей к будущему, а дошкольный возраст рассматривается как наиболее благоприятный период для овладения иностранными языками. Легче  выучить другой язык с рождения, чем в любое время жизни. Некоторые психологи утверждают, что речь, усвоенная в в дошкольном возрасте, восстанавливается с исключительной быстротой.Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту  у них  будет сформирован интерес к дальнейшему изучению языков; накопятся определенные знания, которые помогут освоить любую программу обучения языкам.


Многоязычные дети склонны обладать всеми лучшими аналитическими, социальными и академическими навыками, чем их одноязычные сверстники. Знание более чем одного языка помогает ребенку чувствовать себя свободно в разных средах. Это создает естественную гибкость и адаптивность, что повышает самооценку и уверенность в себе.


Исходя  их этих факторов, можно сказать, что трехьязычие – это большой  сплошной плюс для наших детей. Трехьязычие – это как мост к глобальному миру, благодаря которому мы можем вырастить конкурено способное поколение, востребованное на рынке труда.


Как нам всем известно, к 2025 году не менее 95% населения страны должны овладеть государственным языком. Это очень большая ответственность, как государства, так и самих граждан перед обществом.


Главный приоритет в реализации Государственной программы дается работе по обучению жителей регионов области государственному языку. На сегодняшний день этой работой охвачены все, начиная с дошкольных учреждений, до общеобразовательных, высших учебных заведений и государственных органов.


В детском саду проводится работа «Политика трехъязычия – будущее и возможности для молодежи». Необходимо отметить, что с каждым годом растет количество жителей области, желающих овладеть английским языком


Для работающей части населения обучение ведется  в центре развития языковна бесплатной основе. В 2018году  охват составил 15 педагогов.


На базе данного центра обучением государственному языку были охвачены в 2018 году - 9 человек. В данном центре также  созданы условия обучения и английскому языку. Так, английскому языку обучились в 2018 году – 5 педагогов и русскому -1 педагог. В целом открытие таких курсов способствует внедрению трехъязычия среди взрослого населения. В 2018-2019 учебном году планируется обхват остальных педагогов детского сада. Воспитанник нашего детского сада Сапаргалиев Санжар в республиканском конкурсе занял Гран –при с песней «Солнечный круг», где исполнил его на трех языках.


В саду работает делопроизводитель Сархад Алтынсауле. Вся  документация детского сада ведется на 2-х языках: книги приказов, входящая и исходящая документация, протоколы педагогических советов и другие. Для активизации процесса перевода делопроизводства на государственный язык в течение года изучена работа детского сада по соблюдению требований законодательства в сфере языков с оказанием методической помощи по правильному оформлению документации.

Переход на новый алфавит – веление времени


В рамках разъяснения перехода на латинскую графику в ноябре  месяце прошел ШПЗ, где я прочитала доклад «О переходе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику». Сегодня перед нами стоят важные задачи по дальнейшему совершенствованию языковой ситуации в области. Основная из них – переход алфавита казахского языка на латинскую графику в рамках Программы модернизации общественного сознания. В данном направлении во 2-ом полугодии 2018 года впервые будет в центре развития языков реализована  практика дистанционного обучения по латинской графике в онлайн режиме. Кроме этого,  после окончательного утверждения орфографических и орфоэпических правил нового алфавита будет начата работа по подготовке преподавателей, языковедов, переводчиков, которые будут непосредственно обучать население региона, проводить работу по переводу делопроизводства на латинскую графику


Для реализации такой серьезной и ответственной задачи в текущем году планируется открыть в центре развития языков ресурсный центр. Ожидается, что создание ресурсного центра положительно повлияет на решение ряда проблемных вопросов в сфере языковой политики в регионе. Если говорить в целом, расширение и укрепление социально-коммуникативных функций, обеспечение активного применения, сохранение культурной деятельности языков – наша общая задача.

© 2024. КГКП Детский сад "Кораблик" отдела образования города Темиртау управления образования Карагандинской области