Развитие функциональной грамотности
- Информация о материале
Теміртау қаласының білім беру бөлімінің
«Кораблик» балабақшасы»
коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпөрны
коммунальное государственное казенное предприятие
«Ясли - сад «Кораблик»
отдела образования города Темиртау
Работа с родителями:
О книге Өнегелі 15 минут
«Продолжая пословицы»
воспитатель Березина С.П.
Работа с родителями: о книге Өнегелі 15 минут «Продолжая пословицы»
Цель: формирование интереса к формам работы с пословицами и поговорками, воспитание нравственных качеств.
Задачи:
Обобщение опыта духовного наследия народного творчества.
Развивать навыки связной речи; Способствовать развитию мыслительной деятельности; развивать способность рассуждать, объяснять, понимать прямое и переносное значение слов.
Одним из средств воспитания нравственной эмоциональной сферы в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время является использование в речи пословиц и поговорок. С их помощью можно выразить свое отношение к происходящему. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершенностью, образной выразительностью. Они вводят ребенка в мир эмоциональных открытий и переживаний. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать и чувство любви к родной земле. В них обобщен опыт жизненных человеческих ценностей.
Поговорки и пословицы используются во всех практически видах деятельности. Так, удачное применение данного материала способствует исправлению каких-либо недостатков личностного характера. Это отличный способ для развития речи дошкольников. Стараясь объяснить значение пословицы, дети совершенствуют навыки мыслительной деятельности.
Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.
Организуя работу с детьми, необходимо тщательно продумывать специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок.
Вот некоторые из них, часто используемые в работе с детьми:
Примеры поговорок казахского народа:
Родина - народу мать, народ - джигиту мать
Нет земли лучше родины своей
Лучше, чем на родине, нет людей
К родине любовь у семейного очага рождается
Тепло родины своей, огня намного горячей
Где-то золота много, и все же Родина без золота дороже
Хороша всякая земля, а лучше всех - земля своя
И лук сладок как мед, если на родине растет
И крот себя сильным ощущает, если в своей норе пребывает
Хоть и ростом воробей не обладает, а и то свое гнездо оберегает
Гусь по озеру своему скучает, человека по родине тоска не покидает
Далеко не заплутал, коль назад к своим дорогу отыскал
Чем ястреб с земли чужой, лучше ворон - зато свой
В родном краю и воздух исцеляет
Сиротливо смотрится пашня, на которой не сеют, сиротою выглядит джигит, который родины не имеет
На родине и дни, и ночи, прекрасны
Давать задания надо в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.
1.Упражнение «Закончи пословицу» (воспитатель произносит начало, а дети должны продолжить, при затруднении предложить несколько вариантов ответов при выборе одного правильного).
2.Упражнение «Кто знает, тот продолжает» (первый произносит пословицу, следующий- другую, но обязательно по этой же теме).
- Иллюстрирование пословиц и поговорок (кроме изобразительных средств можно предложить картинки для выкладывания на магнитной доске).
- Моделирование пословиц и поговорок (с помощью кукол разыгрывают разнообразные ситуации).
5.Упражнение «Восстанови пословицу, поговорку и объясни ее».
Век живи тем больше дров
Как аукнется твоя неделя
Делу время людей насмешишь
Мели, Емеля так и откликнется
Чем дальше в лес век учись
Поспешишь потехе час
Введение пословиц и поговорок в речь требует определенной системы. Объясняя смысл пословиц поговорок, используется прием сравнения, сопоставления предметов и их явлений.
Применение пословиц и поговорок в работе с детьми способствует приобщению к народной культуре, воспитанию нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, умственных процессов. А, значит, это дает возможность использовать пословицы и поговорки как эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения словарного запаса, улучшения восприятия окружающего мира и взаимосвязи с образностью родного языка.