МЕНЮ

Что это значит? Это значит, что Ваш ребенок на пороге серьезного жизненного испытания. Волнуются многие, из ближайшего окружения ребёнка, но особенно родители. А Ваш малыш беззаботен  и радостен. Многие дети не знают о тех трудностях, с которыми им придется столкнуться, радуются новой красивой одежде, а кому-то уже купили портфель и школьные принадлежности. Ну а мы с вами, взрослые, в ответе за то, как ребенок освоится в школьном мире, как он «научится учиться». И об этом необходимо поговорить сейчас, пока есть еще время что-то подкорректировать, исправить.

Итак, поговорим о «Готовности к школьному обучению».

 Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом. Итогом же развития ребенка в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе.

К этим предпосылкам относится, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного детства у большинства детей. Оно связано с кризисом развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем иллюзорным способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически «перерастает» игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к «взрослости», а учеба в школе – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Важной стороной является,  достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей детей к семи годам, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и необходимо для того, чтобы, придя в первый класс, ребенок сразу же мог включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Что касается произвольности познавательной деятельности, то она, хотя и формируется в старшем дошкольном возрасте, но к моменту поступления в школу еще не достигает полного развития – ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по своему объему материал и т.п. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в самом процессе учения происходит ее совершенствование.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения и т.д. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно «школьным», - грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Однако, начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем, достаточно большая часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Несомненно, поможет ребенку учиться в школе усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет не само по себе овладение знаниями и навыками, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Общее положительное отношение к школе и к учению, к положению ученика, его правам и обязанностям недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках. В то же время познавательные черты складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось достаточно внимания.

Уровень развития познавательной деятельности, который может быть достигнут детьми к концу дошкольного детства и достаточный для успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного управления этой деятельностью, о котором говорилось раньше, определенные качества восприятия и мышления ребенка.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, невыполнимые без учета пространственных признаков вещей, знания направлений пространства. Представление о времени, и «чувстве времени», умение определять, сколько его прошло, - важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения заданий в указанный учителем срок.

Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе, систематическое усвоение знаний к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. На уроке ему необходимо следить за рассуждениями учителя и вместе с ним приходить к соответствующим заключениям. Все это может быть обеспечено, если у ребенка будут сформированы действия мышления, которые позволяют в обобщенном виде выявлять связи и отношения явлений. Сами же логические формы мышления, основанные на усвоении и использовании понятий, как правило, являются не предпосылкой, а следствием обучения в школе, хотя отдельные понятия и действия логического мышления могут быть усвоены в дошкольном детстве.

Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или другое явление, правило.

Наконец, психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в игре и других видах совместной деятельности дошкольников.

Какие проблемы могут встречаться у первоклассников, по мнению учителя начальных классов?

  1. учебные
    • небольшой словарный запас первоклассников;
    • не могут включаться в учебный процесс, переключаться;
    • не развита волевая готовность;
    • недостаточно развита мелкая моторика руки.
  2. мотивационные
    • отсутствует внутренняя мотивация;
    • дети не настойчивы в поиске решения задач;
    • не самостоятельны, ждут пошаговой оценки;
    • рассеяны;
    • не умеют выслушать, перебивают;
    • безразличны к оценке;
    • испытывают трудности при самообслуживании.
  3. творческие проблемы:
    • дети не любопытны, не любознательны;
© 2024. КГКП Детский сад "Кораблик" отдела образования города Темиртау управления образования Карагандинской области