Подготовила: воспитатель
Курина О.И.
Исследовательский проект «Удивительный песок» (для детей 5 лет)
Вид проекта: познавательно – практический
Срок реализации проекта: 1 месяц
Актуальность проекта: песок – это то с чем дети часто играют.
Актуальность:
Играя в песок, ребенок пропускает его между пальцев, вместе с потоком песка уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается.
В процессе игры с песком у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координированные движения кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму, по формированию навыков самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Благотворное влияние оказывает и на развитие речи, и на формирование навыков общения, и на взаимодействие между собой.
Цель проекта:
- Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;
- Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
- Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
- Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
- Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
- Познакомить детей со свойствами и качеством песка, его происхождением.
Задачи:
- Расширение представлений детей о песке, его качествах и свойствах.
- Установление причинно-следственных связей между свойствами материала и способом его использования.
- Уточнение знаний о дереве и его переработке в производстве.
- Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала (структуру, твёрдость, не тонет, лёгкое и т. д.).
- Развивать умение делать выводы.
Проблема:
1.Всё ли мы знаем о песке?
- Для чего нам нужно изучать свойства песка?
- Из чего состоит песок?
- Какого цвета песок?
- Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?
- Можно ли сухим/мокрым песком рисовать?
- Может ли песок двигаться?
- Где и как люди могут использовать песок?
- Как можно играть с сухим и мокрым песком?
Причины:
1.Недостаточно знаний о песке, как природном материале.
- Недостаточное обогащение предметно-развивающей среды.
Ожидаемые результаты:
Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах песка поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности). Дети приобретут опыт:
- в исследовательской деятельности;
- в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;
- в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
- в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
Этапы проекта.
Подготовительный этап
№ |
Форма проведения |
Сроки |
||
1 |
Анализ литературных источников на данную тему: 1.Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: методическое пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – С-Пб: Речь, 2007. – 98 с. 2.Экспериментирование. С.Д.Ермолаев "Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественно - научных представлений в разных возрастных группах ". 3.П.Д.Червинский "Технологии исследовательской деятельности" 4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : ТЦ «Язык», 2001. – 146 с. |
3.06.2019-10.06.2019 |
||
2 |
Консультации для родителей: «Игры с песком и водой» «Игры с песком и водой в домашних условиях» Рекомендации: «Играем вместе» |
3.06.2019-10.06.2019 |
||
3 |
|
Основной этап.
№ |
Форма проведения |
Сроки |
1 |
1. Знакомство с песком. Беседа: «Для чего нужен песок?» 2. Опыт №1 «Откуда берётся песок» 3.Опыт№2 «Из чего состоит песок» 4. Опыт№3 «Легко ли сыпется песок» 5. Упражнение «Отпечатки» 6.Чтение стихов про песок, загадывание загадок. 7. Совместная игровая деятельность «Песочные строители» (Предложить детям построить из песка замок, используя формочки, игрушки для песка, и различный природный материал) |
10.06.2019- 14.06.2019 |
2 |
1. Игра "Раскопки" 2. Упражнение "Узоры на песке", "Сюрприз" 3. Опыт №4 «Куда исчезла вода» 4. Опыт №5 «Лепим из песка» 5. Рисование палочками, пальчиком на песке |
17.06.2019- 21.06.2019 |
3 |
1.Занятие по познавательному развитию « Играем с песком» 2. Создание песочного города 3. Рисование цветным песком |
24.06.2019-26.06.209 |
Заключительный этап
№ |
Форма проведения |
Сроки |
1 |
Проведение игры-эксперимента "Путешествие в песочную страну" |
27.06.2019 |
2 |
Оформление презентации по проекту: « Удивительный песок» |
28.06.2019 |