МЕНЮ

«Пришла зима, снег и радость принесла»

в группе с 5 до 6 лет
воспитатель: Умирзакова Зулфия Валерьевна

 

Цель: формирование у детей представления об изменениях природы в зимнее время года.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.
  • Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
  • Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.
  • Воспитывать любовь к природе.
  • Словарная работа: зима, снежинка, снегопад, метель, вода.

Билингвальный компонент: зима-қыс, снежинка- қарұшқыны, снегопад-  қаржауу, метель- боран, қырау – иней, вода- су.

Оборудование: картинки с признаками зимы, прикрепляемыми на мольберт (сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинка); для дидактической игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т.д.; для экспериментирования: емкость со снегом, формочки для льдинок; для рисования: цветная бумага (голубая или), белая гуашь, кисточки, непроливайки; муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Сәлеметсіздер ме! Здравствуйте!

Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас!

Сюрпризный момент.

Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у нее была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина? (ответ-зима)

Я тоже так думаю!

Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!

Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Достаёт емкость со снегом.

- Вот это подарок от Зимушки-зимы.

- Ребята, здесь столько вопросов, загадок: Зимушка зима решила проверить, что мы о ней знаем. Мы с вами должны ответить на вопросы и отгадать загадки…

  1. Беседа о зиме.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (зима)

Назовите зимние месяца. (декабрь, январь, февраль)

Какой первый месяц зимы? (декабрь 1 месяц зимы)

Как мы узнали, что наступила зима?

Дети называют признаки зимы и прикрепляют их на мольберте.

- Небо серое, солнце светит мало. Если светит- то не греет.

- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

- Птицы улетели в теплые края. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

А теперь ребята, давайте с вами поиграем.

Игра «Вода, земля, воздух». Если я называю слово «вода», вы вытягиваете руки вперед, если «земля» - руки вниз, «воздух» - руки вверх.

Воспитатель: Молодцы, настало время поговорить о зиме.

Воспитатель задает вопрос и прикрепляет соответствующую картинку на мольберте.

- Как называются кучи снега на земле?(сугробы)

- Как называется ветер со снегом? (метель)

- Что такое метель? Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

- Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

- Кто знает, почему образуется иней? Иней бывает, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания. В мороз на траве или на земле образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

- Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры)

- Почему образуются узоры? В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папоротника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

- Что происходит с реками зимой? (они покрываются льдом)

- А куда деваются рыбы? Рыбы опускаются глубоко на дно и там медленно плавают.

- Как называется явление, когда зимой падает снег? (снегопад)

- Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.)

- Из чего состоит снег? (из снежинок)

- Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А загадки сумейте отгадать.

  1. Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

  1. Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

  1. Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки- над миром пушинки. (зима)

  1. Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

  1. И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Вывешиваем отгадки на мольберт.

  1. Физминутка «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Скрещиваем пальцы.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)

  1. Опытно- экспериментальная деятельность.

Воспитатель берёт «подарок» от Зимы.

- Ребята, давайте теперь внимательно рассмотрим «подарок» от Зимушки-зимы. Но что это? А где же снег?

(ответы детей)

Но ведь зимой мы с вами воды не видим. 
Давайте ещё раз повторим: во что превращается вода зимой?

(в лед)

Вот и из этой воды можно сделать льдинки. Воспитатель разливает воду по формочкам.

Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы вода в формочках замерзла? (поставить на мороз или в холодильник) Во что превратится вода? (в лед).

- Ребята, я думаю, зимушка зима прислала нам снег, чтобы мы с вами из него что-то сделали. Что можно сделать из снега? (ответы детей)

  1. Дидактическая игра «Расставь по порядку»

Цель: знание процесса изготовления снеговика; умение пояснять его этапы.

Ход игры: Воспитатель говорит, что необходимо так расставить картинки по порядку, чтобы получился снеговик. Дети комментируют процесс изготовления по схеме.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

  1. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках.

Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белой гуашью.

Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Рисунки предлагает поместить на окно, чтобы Зимушка зима увидела эту красоту.

  1. Рефлексия.

А теперь мы вспомним, о чем мы сегодня говорили? Да, о зимнем времени года, об изменениях в природе, которые происходят зимой. Вы все замечательно ответили на все вопросы.

На этом наше занятие закончилось. Всем большое спасибо. Давайте попрощаемся с гостями. До свидания!  

© 2024. КГКП Детский сад "Кораблик" отдела образования города Темиртау управления образования Карагандинской области