МЕНЮ

Тема: В мире невероятного

Цель: развитие творческих способностей детей, умственного потенциала, готовности к исследовательской деятельности(самостоятельной или под педагогическим руководством); развитие креативности, воображения и чувства юмора; активная социализация ребёнка через общение со взрослыми и сверстниками; пробуждение нравственных и эстетических чувств.

 

Оборудование и материал: лист бумаги с написанным молоком текстом- приглашением в страну Архипедию, свеча, спички, 2 ёмкости с водой, 2 яйца, соль, ложка, киндер сюрприз с цветком со свернутыми лепестками внутри, тарелочка с водой, таз с водой, предметы из разных материалов, банка с игрушечным насекомым на дне, затянутое пищевой пленкой, листы бумаги, краски или карандаши.

 

Что делать:

1.Прочитайте ребёнку рассказ Об Архимеде:

Давным- давно, когда нас еще не было на свете и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Он жил в Древнем Риме, в Греции; он математик; это ученый; он делал опыты, много знал.

 korab10.png

 Это человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей …Давай посмотрим, что это за свёрток висит рядом с портретом. Давай-ка прочтем его!

2. Открываем свиток, а там чистый лист. Вместе видят, что что-то там написано, но совсем не видно, что именно.

А как же можно это прочесть? Как невидимое сделать видимым? Это, наверное, секретные чернила! Для того чтобы их прочесть нужно наш листок нагреть. Предложите ребёнку нагреть листок и прочесть приглашение. Потому что от свечи жар сильнее, чем от лампы.

Делаем вывод: Значит письмо написано молоком, оно вскипает от тепла лампы, темнеет и становится видимым.

3. Приступите к разгадыванию секретов окружающего мира с помощью несложных опытов.

Проведём опыт№1.

На столе стоят 2 пластмассовых ёмкости по пол литра с водой. На блюдце 2 сырых яйца, в стакане соль, ложка.

В первую ёмкость нужно опустить яйцо. Опустите  аккуратно яйцо. Что с ним произошло? Оно утонуло.

Во вторую ёмкость необходимо добавить две столовых ложки соли. Перемешайте немножко соль и опустите яйцо в емкость. Посмотрите, что с ним произошло? Оно плавает на поверхности

Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а держится на поверхности. В простой воде яйцо опустилось на дно ёмкости. Если смешать солёную воду и простую яйцо плавает посередине.

Где можно встретить такое явление? Когда ездили отдыхать на море, вода, в море соленная и плавать в такой воде легче.

(Незаметно поменяйте яйцо на яйцо киндер – сюрприза. В нем цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру). Что же делать? Как развернуть листочки?

 

2.Опыт: Опустите лотос в тарелочку с водой, лепестки «распускаются».

(Вы догадались, почему лепестки цветка раскрылись?) Бумага намокла, стала тяжелой, и лепестки, поэтому раскрылись.

3.Опыт: На столе стоит таз с водой.

 Сейчас мы с вами будим опускать по очереди предметы: пробку, чайную ложку, скрепку, перо, монету, деревянную ложку, камень.

 Опускайте по очереди предметы.

-Что произошло с предметами, которые опустили в воду? (Ложка, скрепка, монета, камень - они утонули) Как вы думаете, почему?(тяжелые)

-Какие предметы плавают?

Плавает пробка, перо, деревянная ложка.

 Почему эти предметы не утонули? (они легкие). Все ли легкие предметы? Одинаково ли держатся на воде? А если на предмет, который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет? (кладут камень на деревянную ложку)  (после опыта, делают вывод). Оба предмета утонули. А легкий всплыл. Из чего она сделана?

Итог: сделайте вывод: вода выталкивает более легкие предметы.

А еще важно, чтобы внутри предмета, например корабля, было много воздуха.

4. узнайте, как легкий воздух удерживает большой корабль на воде.

(просмотр видео-ролика о кораблях)

https://www.youtube.com/watch?v=HRxJu59EayM

5.Побеседуйте о пользе морской воды

- Как вы думаете, почему люди приезжают на море? (Морская вода, солнце и воздух — хорошие лекарства.) Что вы знаете о морской воде?

(Морская вода очень полезная. Она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны.

- А что делают из морской воды?

( Из морской воды делают морскую соль и продают в аптеках. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства и мази)

- А какие растения растут в море?

( В море растет морская капуста, которую мы едим, она очень полезная. А еще в море растут водоросли).

-А для чего нужны водоросли?

( Из них делают удобрения для цветов и йод).

6. Поиграйте в игру "Кто живет на морском дне?»

Задачи: расширить знания о морских обитателях

Вопросы:

-Как называется самая крупная рыба-хищница? (Акула.)

-У кого морского обитателя ноги из головы растут? (У осьминога)

-Что знаете об этом морском животном? ( У него восемь ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свою окраску. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов).

-Как называется обитатель, который поражает жертву с помощью электрического разряда? (Скат.)

-У этой красавицы есть пять лучей, рот расположен в центре тела с нижней стороны, что то? (морская звезда)

-Как она передвигается? (Передвигается на своих лучах с присосками)

-А что еще  знаете о черепахах? (Они откладывают яйца в песок, живут больше 100 лет).

- Из какого животного плещет фонтан? (Кит.)

- У какой рыбы есть меч? (Рыба-меч.)

-Чем дышат рыбы? (жабрами)

-Что находится на морском дне? (песок, камешки, ракушки, водоросли и т. д.)

-С помощью чего можно опуститься на морское дно? (подводная лодка, нырнуть с аквалангом)

-А можем ли мы их взять себе на память? (Нет.)

Почему? (Они живые, нужно бережно относиться ко всему живому)

4 опыт: знакомство с лупой

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

У меня в банке насекомое (игрушечное насекомое). Сверху горлышко затянуто пищевой пленкой, но не натянуто, а, наоборот, продавлено так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получилась чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Предложите ребёнку сделать такую лупу самостоятельно

 

Закрепление: Попросите зарисовать те опыты, которые больше всего понравились, запомнились.

© 2025. КГКП Детский сад "Кораблик" отдела образования города Темиртау управления образования Карагандинской области