МЕНЮ

Подготовили: воспитатели Терехова О.С

Коростелева С.Ю.

Экологический  проект «ЛУК ОТ СЕМИ НЕДУГ» (для детей 3 лет)

Вид проекта: познавательно – практический

Срок реализации проекта: 1 месяц

Актуальность:

Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества дают  возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Проблема проекта: Как можно вырастить зелёный лук  на огороде? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.

Цель проекта:

  • расширение знания детей о том, как создать грядку на огороде  и ухаживать за луковицами;
  • активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка,
  • привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.

Задачи:

  1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком  в естественных условиях.
  2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц, делать выводы.
  3. Повторение правильного и бережного отношения к природе.
  4. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда, рассказывать о своей деятельности

Ожидаемые результаты:

  1. Дети узнают о строении лука, пользе лука его целебных свойствах.
  2. Дети узнают, что для роста лука необходимы: свет, тепло, вода, почва.
  3. Дети научатся сажать лук и ухаживать за ним.

 

 

 

Этапы проекта.

Подготовительный этап

 

Форма проведения

Сроки

1

1.Подборка художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

2. Беседа о пользе лука

3. Беседа на тему: «Посадка лука».

 Цель: Расширять знания детей о том, как создать грядку и ухаживать за луковицами;

3.06.2019-10.06.2019

2

Консультации для родителей:  «Лук – лекарственное растение».

Задание родителям:

1. Для проведения проекта принести луковицы для посадки;

2. Подобрать рецепты блюд с луком.

3. Рецепты от родителей - «Делимся рецептами салатов».

3.06.2019-10.06.2019

3

Организация развивающей среды в группе для познавательной активности: пополнение оборудованием и материалом мини-лаборатории.

3.06.2019-10.06.2019

Основной этап.

Форма проведения

Сроки

1

1. Практическая деятельность:

Полив  луковиц на грядке

Цель: воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

2. Чтение и обсуждение  Л. Генералова «Почему от лука плачут?»

3. Чтение и обсуждение А. Тесленко «Вот на грядке лук зелёный»

4. Творческая мастерская: « Мой дружок – полезный лучок»

 ( лепка)

5.   Просмотр мультфильма, снятого по мотивам сказки Д. Родари «Приключения Чипполино»

10.06.2019- 14.06.2019

2

1. Практическая деятельность: Полив  луковиц на грядке

Цель: воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

2.  Беседа   «Какой полезный лук» 

3. Подвижные игры: «Кто скорее соберет лучок?», «Огуречик…Огуречик»

4. Рисование «Вырос зеленый лучок»

17.06.2019- 21.06.2019

Заключительный этап

1

1. Сюжетно-ролевая  игра «Зеленый друг»

2.Подведение итогов реализации проекта

3. Подготовка фотоотчета

24.06.2019-27.06.209

Приложение

Загадки:

  1. На одном буке семь шкур.
  2. Стоит поп на грядках, весь в заплатках.

Кто ни взглянет, всяк заплачет.

  1. Сидит барыня на грядке, вся в заплатках,

Кто ни взглянет, всяк заплачет.

  1. Пришла Панья в красном сарафане,

Начали раздевать, стали плакать и рыдать.

  1. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках, кто трогает, тот и ревет.
  2. Твердо знает каждый, кто рвать меня начнет,

Что даже герой отважный от этого слезы льет.

  1. Наш огород в образцовом порядке,

Как на параде, построились грядки.

Словно живая ограда вокруг, пики зеленые выставил …

  1. В семьдесят одежек он плотно одет,

Часто приходит он к нам на обед.

Но лишь за стол его позовешь, сам не заметишь,

Как слезы прольешь.

  1. Стоит девица на грядке, вся в заплатках,

Кто взглянет, всяк заплачет.

10.Сидит Марфушка в четырех рубашках,

Кто поцелует – тот и сморщится.

11.Сидит дед в сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

12.Заставит заплакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а ……

13.Не бьет, не ругает, а от него плачут.

14.Что без боли и печали приводит в слезы?

15.Прежде чем его мы съели, мы наплакаться успели.

16.И зелен, и густ на грядке вырос куст (лук зеленый).

Огородники.

Как без нашей помощи не родятся овощи.

Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.

Вот какой огород! Удивляется народ

Землю грело солнышко, прорастало зернышко

Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Ровно три горошины в землю были брошены,

А собрали пять мешков замечательных стручков.

Вот какой огород! Удивляется народ. Л. Некрасова

Загадки:

  1. Огород: Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно. И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.
  2. Помощники огородника:

Шланг:

  1. Проползла во дворе змея черная и длинная,

2.Огород наш поливала, на работе не зевала.

Бочка:

  1. Смастерили из досок и надели поясок.

И хранит посуда эта с грядки собранное лето.

  1. Сама я дубовая, а пояс мой ивовый.
  2. Стоит толстуха, деревянное брюхо, железный поясок.

Ведра:

  1. Два братца пошли в речку купаться.
  2. Эй, Назар, пора вставать, огород поливать,

Поднимайся бодро, доставай-ка ………………………

  1. Из избы идут – пляшут, в избу идут – плачут.
  2. Один купается, другой на берегу дожидается.

Грабли:

  1. Зубасты, а не кусаются.
  2. Двенадцать коней одним поводком веду.
  3. Деревянный брусок, на нем растет лесок.
  4. Где прошла гребенка, выросла копенка.

Лейка:

  1. Из железа тучка, а у тучки – ручка.
  2. Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку.
  3. Семьсот ворот, один выход.
  4. В длинном с дырками носу я без тучки дождь несу.
  5. Сбоку ручка, сверху ручка, а внутри вода.
  6. Огородник Федот с длинным носом живет, как наклонится, так дождь пойдет.

Лопата:

  1. Надели на палку стальную ладошку

И под ладошку сажают картошку.

  1. Вот ладонь на длинной ножке, выкопала всю картошку.

Гладкая, покатая, а зовусь …………………………..

  1. Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

  1. Землю копала, грядки ровняла, ручейки прорывала

И ничуть не устала.

Дидактические игры

«Где растет?»

Игра словесная, проводится со всеми детьми или с небольшой группой вне занятия.

Дидактическая задача: уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения; развивать внимание, сообразительность, память.

Игровое действие.

Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель (или ребенок) кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Правила игры. Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Примечания.

  1. В этой игре детей можно разделить на звенья. Звено, набравшее больше фишек, получает флажок.
  2. Рекомендуем и другой вариант этой игры (игра с картинками) — по типу лото. Играют 4—5 человек. У каждого — большая картинка, на которой нарисован, например, огород, или сад, или поле. Ведущий поднимает маленькую картинку и называет растение, изображенное на ней.

Эту картинку берет тот, у кого есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно отберет все свои картинки.

«Что лишнее»

Цель: активизировать словарь детей; развивать умение классифицировать предметы по группам; развивать способность к логическому  мышлению; воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход игры:

Командам выставляется по одному плакату с изображением 9-ти предметов. Для родителей -  животные. Для детей -  овощи. Предлагается выделить лишний предмет, объяснить почему. Если команды справляются с заданием – получают по ключу.

«Волшебный мешочек».

Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Взрослый может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет.

Консультация для родителей

«Лук – лекарственное растение»

Свежий зеленый лук по праву называют "зеленым поливитамином". К тому же медики настойчиво уверяют, что его необходимо есть каждый день. А еще с древности зеленый лук считается афродизиаком, поэтому, чем больше блюд из лука вы научитесь готовить, тем более крепким и счастливым будет ваш семейный союз. Зеленый лук укрепляет иммунитет. Молодые зеленые перышки богаты витамином C (в одном пучке - целая суточная доза), каротином, в них есть витамины группы B, а еще K, E, P и H. Да и минеральный состав лучка просто на зависть - в нем обычные для зелени калий и магний, есть железо, фосфор, сера, фтор, хлор, алюминий, марганец, медь, цинк и даже такие редкие элементы, как кобальт, молибден и хром, необходимые для работы системы кроветворения. А помните тот самый резкий луковый запах, который ни с чем не спутаешь? Так вот, растению его придают серосодержащие соединения. Ну, а фитонциды, во множестве входящие в состав растения, обладают и противомикробной, и противовирусной активностью, вот почему есть лук и чеснок так настойчиво рекомендуют во время эпидемий. Между тем, если горшочки с зелеными стрелками есть у вас дома, защита от инфекции обеспечена - известно, что в хозяйствах, где выращивают зеленый лук на продажу, рабочие не болеют гриппом даже во время массовых заболеваний.

  

Рецепты салатов с использованием лука от родителей

  1. Масса для бутербродов: пропустить через мясорубку кусок солёного сала, через чесночницу выдавить 2-3 зубчика чеснока, натереть на мелкой тёрке очищенный корень имбиря. Все компоненты смешать, намазывать на чёрный хлеб.
  2. Бутерброды «Кивинка»: слегка обжарить ломтики белого хлеба с одной стороны, смешать майонез с 2-3 протёртыми на мелкой тёрке зубчиками чеснока. Смазать каждый ломтик острым майонезом, сверху положить тонкое колечко киви, в центр – ягоду клюквы.
  3. Салат с авокадо: нарезать кубиками плод авокадо, отварной язык, 100 гр. лука мелко нашинковать. Залить майонезом, украсить отварным яйцом.
  4. Салат из лука – порея и маслин: требуется-2-3 стебля лука – порея, ½ стакана томатного сока, 15 маслин без косточек, 3-4 ст.л. растительного масла, соль, перец по вкусу, петрушка. Очищенный лук мелко нарезать и залить томатным соком с добавлением соли и лимонного сока, добавить маслины, масло, перец, перемешать и выложить в салатник, посыпать мелко нарезанной петрушкой, украсить четвертинками яи

Рецепты от гриппа:

  1. Натереть на тёрке луковицу, залить1/2л. кипящего молока, настаивать в теплом месте, выпить на ночь половину горячего настоя, а другую утром, тоже в горячем виде (через несколько дней грипп пройдёт без осложнений);
  2. Натереть 1 ст. л. лука и опустить в кипящее молоко (не менее 1 стакана), принимать 3 раза в день по 1 ст.л.
  3. Растительное масло выдержать 30 – 40 мин. на водяной бане, охладить, затем мелко порезать 3-4 дольки чеснока и ¼ луковицы и залить маслом, через 2 ч. процедить и смазывать этим настоем слизистую носа.
  4. 3 ст.л. мелко нарезанного лука залить 50 мл. теплой воды и добавить ¼ ч.л. мёда, настаивать 30 мин. (этот настой используют для промывания носа)

Лук не разделим с чесноком, хотя каждый из них отличается своими особыми свойствами, о приготовлении чеснока ничего нельзя сказать: его никакой кулинарной обработке подвергать не следует. Измельчённый чеснок добавляют в салаты, во многие разнообразные блюда.

Продолжительное и многократное вдыхание летучих фитонцидов размельчённой на дольки чеснока при насморке, ангине, коклюше даёт хорошие результаты.

Есть так же рецепты приготовления чеснока с лимоном, который отбивает его запах и едкость, чеснок (1 головка) пропускают через мясорубку, заливают соком 1 лимона и смешивают с 2 ч.л. мёда (принимать по 1 ч.л. в день); особенно действенным считается чеснок с лимоном в сочетании со свекольным соком.

1.Загадки о луке

Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
(Лук)

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)

Сарафан не сарафан,
платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
досыта наплачешься.
(Лук)

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)

Что без боли и без печали доводит до слез?
(Лук)

Пришел барин с грядки,
весь в заплатках,
кто ни взглянет,
всяк заплачет.
(Лук)

Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
(Лук)

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
(Лук)

Птица в норе,
Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слезы утирает.
(Лук)

Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
(Лук)

Он никогда и никого не обижал на свете.
Чего же плачут от него взрослые, и дети?
(Лук)

 

2.Пословицы и поговорки 

  • Лук добр и к бою и во щах.
  • Лук, что царь, стрелы, что посланнички.
  • Лук да баня все правят.
  • Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
  • Лук семь недугов лечит.
  • Оба луки, оба туги.
  • Надсаженный конь, надломленный лук, да замиренный друг.
  • Изломанного лука двое боятся (и враг и хозяин).
  • Тугой лук — коромыслице, калены стрелы — веретеньица.
  • Тугой лук, — то сердечный друг.
  • Будто с лука спрянул.
  • Кто ест лук, того бог избавит вечных мук.
  • Облупил, как луковку.
  • Миряне — родом дворяне: луковки во щах нет, а пуговка светленькая.
  • Пожилина туга, и лук крепок.
  • Кому до чего, а стрелку до лука.
  • Людской Семен, как лук зелен; а наш Семен в грязи завален.
  • Рожа — клюковка, глаза — луковки.
  • Вот тебе луковка попова, облуплена, готова: знай почитай, а умру, поминай (говорит отец, наделяя сына).
  • Если испечь луковицу прежде, чем лук собран с огорода, то весь лук высохнет.
  • Из лука — не мы, из пищали — не мы, а попить, поплясать — против нас не сыскать.
  • Лук от семи недуг.
  • Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном да запей квасом.
  • Голо, голо, а луковка во щи есть.
  • Хрен да редька, лук да капуста — лихого не попустят.

Сказка «Три брата»

 «Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один – маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах с большим зеленым луком в руках.

- Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, - по очереди поклонились они Илюшке и сказали:

- Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, - известные защитники, как и наш брат Чеснок.

- А кого вы защищаете? – спросил мальчик.

- Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед и болезней, - гордо ответили луки.

- Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником.

- Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом с тобой, - объяснил маленький лук Чернушка, - Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без меня наш средний брат - лук Севок не вырастит. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь придти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука. »

Воспитатель показывает ребятам семена лука.

- Посмотрите, какие они мелкие. Как вы думаете, почему семена лука называют «чернушка» (потому что семена черного цвета?

Воспитатель читает сказку дальше.

«- Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, - сказал лук Севок. – Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза! »

Показать лук севок. Предложить детям подумать, почему он так называется (чтобы его вырастить, нужно сначала посеять семена, севок от слова «сеять») .

- А, что за медные латы выращивает Севок для своего брата (это шелуха?

- Что за зеленые перья спасают человека от нехватки витаминов?

Воспитатель читает дальше.

«- Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, - сказал Репчатый лук. – В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб. »

- Как Репчатый лук может отплатить добром своим братьям (он дает семена-чернушки) .

«- А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка.

- Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена вырастить.

- Какие вы все дружные, - с уважением произнес Илюшка.

- Нас трое братьев в роде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый» 2.– Вы уже знаете, для того, чтобы вырастить лук, сначала сеют семена-чернушки, из которых получается лук-севок, и уже из лука-севка вырастает репчатый лук, который мы употребляем в пищу. У меня есть севок белого, желтого и красного цвета и головки репчатого лука таких же цветов. Как вы думаете, из севка какого цвета вырастит какой лук? (выходят трое детей и распределяют луковицы по цвету) .

- Может ли из севка белого цвета вырасти красная или желтая луковица?

- Красные и белые сорта лука более сладкие. Их используют для приготовления салатов, и так и называют – салатные. Однако, когда ученые решили посчитать сколько сахара содержится в разных сортах лука, то оказалось, что наш обычный репчатый лук содержит наибольшее количество сахара

Сюжетно-ролевая  игра «Зеленый друг»

- О каких полезных свойствах лука вы знаете (ответы детей?)

 Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Зеленый друг». Нам нужно несколько пациентов, которые будут приходить к нам на прием.

(На бумажках написано: болит зуб, рана на руке, ангина, грипп, болит ухо, болит шея, аллергия, насморк. )

Пациенты приходят к врачу-воспитателю. Врач с помощью детей дает советы и готовит лекарства.

Отит.

Вату пропитать соком лука и вставить в ухо.

Растяжение

Натертый лук смешать с сахаром и приложить к больному месту. Перебинтовать.

Раны

Заварить шелуху и промывать рану.

Аллергия

Есть побольше лука.

При зубной боли

Кусочек лука завернуть в ткань и положить в противоположное ухо.

Грипп

Натертую луковицу смешать с медом и есть по столовой ложке три раза в день.

Лук смешать с сахаром и пить сок.

Ангина

Смешать сок лимона, лука и воду. Полоскать горло.

Натереть яблоко, лук, смешать с медом. Принимать по 1, 5 ст. ложке.

Насморк

Закапывать сок лука в нос.

План занятия во второй младшей группе «Зеленый лучок»

Программное  содержание : Рассказать детям о пользе зеленого лука, о том сколько витаминов и питательных веществ. Закрепить знания детей о луке и его проращивании (необходимые условия для быстрого роста зелени). Поддерживать желание вести здоровый образ жизни. Развивать внимание, речь. Прививать любовь к природе и ее дарам (овощам, фруктам) .

Материал: головка лука (для каждого ребенка, пророщенный лук)

Предварительная работа: беседы и опыты, на тему «Когда лучок растет быстрее?»

Ход:

-загадки про лук;

-конкурс "Кто быстрее "разденет"лучок"

-беседы "Как мы растили лук", "Какой полезный"

-рассматривание альбома с зарисовками проращивания лука

-срезание зеленого лука к обеду.

-выполнение аппликации «Лук»

Заключительная часть:

Выставка работ детей; дети во время обеда едят зеленый лук с супом; отвечают на вопрос воспитателя «Что нового вы сегодня узнали?».

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Лук от семи недуг»

Цель: Формирование представления о технологии выращивания лука на перо путем опытно-экспериментальной деятельности

Задачи:

Дать представление о строении луковицы;

Формировать у детей навыки посадки луковиц (поместить в центр, крепко нажать, полить);

Вызвать интерес к посадке лука на перо;

Закрепить знания об условиях необходимых для роста растения;

Познакомить с полезными свойствами лука.

Оборудование и материалы: Чудесный мешочек; луковицы, стаканчики с землей, поддон, письмо от деда Матвея, лейки, листы для альбома «Здоровье на подоконнике», цветные карандаши.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришла посылка от деда Матвея. Что же прислал нам дедушка. Может репку? или морковку?

Дети по очереди просовывают руки в чудесный мешочек и дают ответы.

- Посмотрим, правильно вы отгадали?

Открывание мешочка и раздача луковиц детям.

- В посылке то письмо от деда Матвея.

Чтение письма от деда Матвея.

«Дорогие ребята, здравствуйте!

Вот и пришло лето . Это время года, когда нужны витамины.

Лук – мой друг. Он очень полезный, в нем много витаминов, особенно в зелёных пёрышках. Я их кушаю, и от болезней спасаюсь. В народе говорят«Лук от семи недуг». Недуг – это болезнь, получается лук защищает от болезней.

Я посылаю вам луковицы. Если их посадить, то из них вырастут зеленые перышки.

Желаю вам крепкого здоровья.»

Воспитатель: - Давайте рассмотрим луковицу.

Дети исследуют луковицу (круглая, коричневая, золотистая или желтая, гладкая, твердая, горькая).

«Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у неё один секрет-

Нас она спасёт от бед:

Может вылечить недуг

Витаминов полный лук»

Воспитатель: - Хотите посадить луковицу?

Дети проходят к столу, застеленному скатертью, со стаканчиками с землёй.

Воспитатель производит показ посадки луковицы с объяснением, дети выполняют действия вслед за воспитателем.

Как правильно посадить луковицу?

  1. Находим у луковицы верхушку и донце.
  2. Донце луковицы ставим в центр стаканчика на землю.
  3. Плотно прижимаем луковицу к земле, чтобы она крепко «села»в землю.
  4. Поливаем землю вокруг луковицы.
  5. Вытираем руки влажной салфеткой.
  6. Ставим стаканчики с посадками на поддон.

Воспитатель: - Куда же мы поставим наш «огород», чтобы он лучше рос? Может быть под стол? Что нужно растению для роста? (свет, тепло)

Выбор места и установка поддона на подоконник.

Воспитатель: - Теперь будем поливать и наблюдать за ростом зеленого лука.

Закрашивание луковицы в альбоме.

Конспект занятия по лепке «Зеленый лучок — мой дружок!»

Тема «Зеленый лучок- мой дружок!»

Задачи: Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей разной формы. Продолжать учить детей пользоваться стекой. Вызвать интерес к моделированию к моделированию лука разной формы, толщины. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

Предварительная работа: Наблюдение за луком, рассматривание картинок с изображением лука. Освоение техники лепки (создание формы цилиндра и шара).

Материалы, инструменты, оборудование. Картинка лука, пластилин желтого, зеленого цвета, стеки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки.

Содержание занятия.

Воспитатель загадывает детям загадку

Сарафан не сарафан

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать

Досыта наплачешься.

Воспитатель показывает детям картинку с изображение лука. Затем определить вместе с детьми основные характеристики части лука (сам лук, стрелки лука) .

Говорит: «Вот такой лучок растет у нас в огороде!» Поясняет и показывает, что у лука основание круглое, а потом от него идут стрелочки (зеленый лучок). Предлагает слепить сначала круглое основание, а затем стрелочки.

Демонстрирует способ лепки луковицы.

-Отщипываем (или отрываем, отрезаем стекой) кусочек желтого пластилина и раскатываем, формируя шар, это и есть луковица. Затем отщипываем еще один кусочек от зеленого пластилина, раскатываем как колбаску (прямыми движениями ладошек, потом сжимаем один кончик, чтобы он стал остренький.

Воспитатель уточняет положение рук и характер движения ладоней. Следить, чтобы в процессе лепки дети плотно прижимали одну часть предмета к другой.

В конце занятия педагог читает детям стихотворение:

Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у ней один секрет-

Нас она спасёт в обед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Стихи про лук

  1. Н. Красноперова

 На Букву «Л» тут зреет Лук,

 Он для здоровья лучший друг.

 Хоть Лук порой до слёз доводит,

 Но со стола у нас не сходит.

 В салат порежем мы лучок,

 Иди, сорви скорей пучок.

  1. А. Тесленко

 Вот на грядке лук зелёный,

 Ярким солнцем освещенный,

 Стрелы вытянулись в ряд,

 Как солдатиков отряд.

 Знают все, что лук полезен,

 Витаминами богат,

 Но немного горьковат.

 В этом лук не виноват.

 От природы он такой,

 Очень скромный и простой.

 Ешьте все зелёный лук,

 Он здоровью верный друг!

  1. Л. Генералова

 Почему от лука плачут?

 Говорят, он очень злой.

 Кто же злит его на даче?

 Почему же он такой?

 Я у бабушки спросила:

 - Расскажи мне, почему?

 И она мне объяснила,

 Разъяснила что к чему.

 Что лучок - полезный овощ,

 И никто его не злит.

 Он всегда спешит на помощь,

 От микробов защитит.

 Лук сырой, конечно, горький,

 А чеснок ещё горчей.

 Но зато помощник стойкий

 От простуды для людей.

  1. Луковое счастье

С луком дружат все спортсмены,

Любят взрослые и дети.

Даже те, кто на диете

Потребляют непременно

Наш зеленый овощ лук.

Ведь во всех супах, борщах,

Вторых блюдах, овощах,

Привкус он дает особый

 Ты не веришь нам? Попробуй.

  

Консультация для родителей «Витаминная азбука здоровья»

________________________________________

Все самое ценное и полезное для правильного роста и развития наши малыши получают с продуктами питания. В возрасте бурного роста, до 3 лет, питание особенно важно. Однако не все родители знают, что такое правильное питание. А витаминное питание?

Все мы твердо знаем, что много витаминов находится в свежих овощах, фруктах, зелени, плодах, ягодах. Но только ли витамины растений жизненно необходимы для детей? Конечно, нет!

В продуктах животного происхождения находятся так называемые жирорастворимые витамины. О них я и хотела бы рассказать.

Витамин А

Существует в двух формах: ретинол и каротин, или провитамин А.

  • Где найти витамин А?

Ретинол – только в животных продуктах (рыбий жир, печень, яйца, молоко).

Источник каротина есть и в растительных продуктах (томатах, моркови, овощах, фруктах и ягодах желтого цвета). Перечисленные продукты лучше употреблять с маслом, сметаной или сливками.

Из каротина в организме образуется ретинол.

Тем не менее треть потребности в витамине А следует удовлетворять за счет продуктов животного происхождения.

  • Чем ценен витамин А?

Сохраняет зрение, помогает в лечение его расстройств. Он повышает сопротивляемость организма к инфекциям дыхательных путей, а также сокращает длительность других заболеваний.

Поддерживает хорошее состояние кожи и волос.

Способствует росту и укреплению костей, здоровому состоянию зубов и десен.

  • Чем угрожает нехватка витамина?

Дефицит витамина А с большей вероятностью может развиться у детей от года до трех лет. Причина – недостаток этого витамина в пищевом рационе. Когда ребенка заканчивают кормить грудью, случается так, что в рационе малыша недостает этого витамина.

  • Признаки нехватки витамина А

– сухость кожи, покраснения и шелушения;

– повышенная восприимчивость к инфекциям;

– покраснение глаз, ощущение жжения, нарушение сумеречного зрения.

Если врач назначает вашему малышу препарат витамина А, надо точно соблюдать дозировку.

Если вы включите в недельное меню ребенка свежие яйца всмятку, блюда из печени, шпината и моркови, прибегать к добавкам не придется. Не беда, если продукты ребенок будет получать не каждый день, организм обладает способностью создавать небольшие запасы витамина А, которых хватит еще не на один день.

Витамин D

Витамин D – кальциферол или “витамин солнца”.

Даже совсем молоденькие мамы наслышаны об этом витамине и о рахите, который развивается при его недостатке.

  • Где найти витамин D?

Солнечные лучи взаимодействуют с жировыми веществами на коже, способствуя образованию этого витамина, который затем всасывается внутрь.

Богаты кальциферолом и пищевые продукты (рыбий жир, сардины, сельдь, тунец, молоко).

  • Чем ценен витамин D?

Помогает организму усваивать кальций и фосфор, необходимые для роста и укрепления костей и зубов.

Действуя вместе с витаминами А и С, помогает в профилактике простудных заболеваний.

Чем угрожает нехватка витамина D?

Развитием рахита. Среди его ранних признаков – раздражительность, нарушения сна, потливость кожи на затылке и поредение волос в этой области, разрушение зубов, как бы “размягчение” костей с искривлением ног.

Лучшая профилактика рахита – дневные прогулки, солнечные ванны под тентом. Загрязненный воздух разрушает витамин D.

  • Кому нужно повышенное количество витамина D?

Городским малышам; детям, которым назначено лечение противосудорожными средствами.

Витамин Е

Состоит из нескольких соединений, которые называются токоферолами.

  • Где найти витамин Е?

Из животных продуктов это яйца. Из растительных – проростки пшеницы, растительные масла, соевые бобы, брюссельская капуста, брокколи, шпинат, листовая зелень, цельное зерно и злаки. Чтобы витамин Е лучше усваивался, заправьте салат из листовой зелени или суп из шпината сметаной, кашу – маслом, дайте ребенку кусочек зернового хлеба с молоком. Такие продукты включайте в рацион ребенка ежедневно.

  • Чем угрожает нехватка витамина Е?

Разрушением красных кровяных клеток, развитием некоторых видов анемии (малокровия), ослабление мышечных волокон.

При использовании хлорированной водопроводной воды нужно давать малышу дополнительное количество пищевых продуктов, богатых витамином Е (хлопья из зародышей пшеницы, шпинат, растительные масла).

Витамин К

Это менадион, который образуется в кишечнике с помощью природных бактерий, которые там обитают. При дисбактериозе, когда количество полезных бактерий уменьшается, лучше специально позаботиться о том, чтобы в рационе были источники этого витамина.

  • Где найти витамин К?

Наиболее богаты менадионом листовые зеленые овощи, но только свежие, а не замороженные. Много витамина К в йогурте, люцерне, яичном желтке, соевом масле, рыбьем жире.

  • Чем ценен витамин К?

Способствует поддержанию нормальной свертываемости крови. Помогает предупредить кровотечения, особенно носовые.

  • Чем угрожает нехватка витамина К?

Следствием недостатка витамина может быть сильный понос. Народная медицина издавна применяла при любых поносах отвар кашки или корневища конского щавеля, произрастающего в средней полосе повсевместно. Отвар их соцветий содержит, кроме вяжущего вещества компоненты, губительно действующие на болезнетворные организмы, еще и витамин К.

Риск развития дефицита витамина К возникает, если малыша пришлось длительно лечить антибиотиками. В обычных условиях дефицит этого витамина – большая редкость.

Витамин F

Это насыщенные жирные кислоты (НЖК), которые жизненно необходимы вашему малышу. Главная из них – линолевая.

Где найти витамин F?

В грудном молоке. Его добавляют и в детские молочные смеси.

Также источниками этих витаминов могут служить растительные масла: из завязи пшеницы, льняное, соевое, подсолнечное, арахисовое. Богаты витамином семена подсолнечника, миндаль и арахис.

Дошкольнику вполне достаточно одной чайной ложки растительного масла в день. Очень полезно также добавлять дробленые орешки и семечки в кашу, пудинги и другие блюда.

Чем ценен витамин F?

Обеспечивает здоровое состояние кожи и волос.

Благотворно влияет на формирование и активность желез внутренней секреции. Облегчает доступ кальция к клеткам организма.

Чем угрожает нехватка НДК?

Ранние признаки дефицита незаменимых жирных кислот – это образование желтых жирных чешуек на коже волосистой части головы, ломкость и сухость волос.

  

О луке — детям

Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным луководом, чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.

Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё «победное шествие» и в другие страны мира.

Был такой старинный обычай. Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.

Род лук (Allium L.) имеет в своём активе свыше шестисот  видов,  распространенных по всему свету. Все виды лука имеют высокие вкусовые качества.

Около двухсот пятидесяти из них произрастают в диком виде в Средней Азии, в Крыму, На Алтае и Дальнем Востоке, в Сибири, в Европейской части страны. Эта культура имеет огромное народнохозяйственное значение. Лук используется в качестве пищевого, витаминоносного, лекарственного, декоративного, медоносного растения. При огромном количестве различных видов, к возделываемым относятся гораздо меньшее количество. Из луковых растений, завоевавших место на наших садовых и огородных участках, наиболее распространены семь видов: батун, душистый, порей, репчатый, слизун, шнитт, и чеснок.

Лук-батун – многолетнее растение, имеющее полые трубчатые листья, как у лука репчатого, но не образующего такой же луковицы (у батуна появляется небольшая по размеру луковица цилиндрической формы, переходящая в ложный стебель). Родиной этого вида лука является Китай. По-другому это растение можно назвать: лук дудчатый, татарка, зимний, песчаный. Лук-порей – двухлетнее травянистее растение. Относится к числу ценных в пищевом отношении овощных культур. Его родина – Средиземноморье. В культуре лук-порей широко распространён в Западной Европе (Франция, Дания, Голландия).  Репчатый лук – двухлетнее растение с хорошо сформированной луковицей. В диком виде не найден. Его родная сторона – Средняя Азия и Афганистан. В культуре известен свыше четырёх тысяч лет до н.э.

Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.

Беседа с детьми о пользе лука, о его целебных свойствах.

         

Ребята узнали, что лук используют не только для приготовления салатов и супов, но также лук полезен своими лечебными свойствами. Благодаря высокому содержанию фитонцидов лук эффективен для профилактики простудных заболеваний и гриппа. Такая «зеленая аптечка» может расти в группе на подоконнике.

          

Лук репчатый.

Польза лука репчатого не только в его остром вкусе и специфическом аромате, издавна известно о его целительных свойствах, которые с успехом применяются и сегодня. В диком виде это многолетнее растение, при возделывании его в культуре – двухлетнее. В первый год из семян вырастает луковица, во второй год она дает цветоносный стебель и семена. Также распространено размножение лука вегетативным способом - луковицей. Луковица представляет собой видоизмененный побег, а чешуйки, из которых она состоит – видоизмененные листья. Луковицы некоторых сортов репчатого лука достигают диаметра 15 см. Наружные чешуйки сухие, и в зависимости от сорта могут быть окрашены в желтый, фиолетовый или красный цвет. Внутри чешуйки белые, зеленоватые или фиолетовые, по структуре сочные и мясистые. Они расположены на укороченном видоизмененном стебле – донце, от которого вниз отходят белые корешки. Между сочными чешуйками находятся видоизмененные почки, именно из них образуются новые луковицы при вегетативном способе размножения.

© 2024. КГКП Детский сад "Кораблик" отдела образования города Темиртау управления образования Карагандинской области