МЕНЮ

Тема: Для чего нужен снег?

Цель: формирование знаний о свойствах снега и способах его использования человеком; развитие познавательного интереса посредством экспериментирования со снегом.

Оборудование для экспериментов: картон разного цвета, стаканчики со льдом и снегом, палочки, молоточки

Что делать:

  1. Побеседуйте с ребёнком:

Какое сейчас время года? (зима)                                 

А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)                                            

Какие зимние забавы вы знаете?

Скажи пожалуйста, а без чего они не возможны?

Как ты думаешь откуда появляется снег?

  Снежинки, как и дождь тоже падают из туч, но только образуются совсем не так как дождь! Так как же образуются снежинки?

Раньше думали, что снежинки - это замерзшие капельки воды.

   Тайна образования снежинок была разгадана совсем не так давно. Снежинки никогда не образуются из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем. А снежинка образуется, когда водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы и им нужно подрасти. Шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительной красоты звездочкой - снежинкой. Среди снежинок вы не найдете ни одной похожей друг на друга.

 zadanie7korablik_2.png

  1. Почитайте ребёнку сказку «Зимний лес Старика Лесовика»

     В моем лесу столько снегу, что не пройдешь, не проберешься! Радуюсь я, что снег, словно теплым пуховым одеялом, покрыл в лесу полянки, деревья и кусты.

Что за зима без снега! Но не все в моем лесу так думают. Вышел я однажды на лесную полянку, вижу собрались звери и спорят: «Для чего в лесу нужен снег?» А больше всех кричал заяц: «Ишь, сколько намело! Да пропади он пропадом этот снег! Куда не побегу – везде за мной следы тянутся, того и гляди собака выследит или лиса. И кто этот окаянный снег выдумал? Все снег в лесу похоронил, и почти всех птиц в теплые страны прогнал». Поднял тут и кабан свою клыкастую морду и тоже взвизгнул: «Беда косой, от этого снега! Целый день только сугробы и раскапываешь. Попробуй, найди под снегом корешок и желудь. А не было бы снега – без труда до отвала бы наелся». Решил тогда я спросить про снег у других зверей и птиц. Первым встретился мне на дереве тетерев. «Тетерев, скажи, нужен ли тебе снег зимой?» «А как же! Снег – это очень даже хорошо! К ночи мороз дарит, а я с березы – кувырк с сугроб. Всю ночь под снегом как в теплой спаленке. И рябчик так, и глухарь, и куропатка.

А тут из – под снега высунула свою мордочку мышка.

Мышка, норушка, а как тебе под снегом живется?»

«Хорошо живется – весело», - запищала мышка. – «У нас тут в норке и тепло, и уютно. Под снежной крышей и зеленая травка, и осенняя ягода попадается, и семян разных полно».

 zadanie7korablik_1.jpeg

Предложите ответить вот на вопросы:

  1. Правильно ли думали заяц и кабан, что снег в лесу не нужен? Что было бы с зайцем, если бы в лесу не было снега?
  2. Если бы спросили у Топтыгина, зачем зимой снег, чтобы он ответил?
  3. А что бы ответили травка, деревья и кусты в моем лесу? Нужен ли им снег?
  4. А какая зима лучше для хлебного поля – снежная или безснежная? Почему?
  5. Когда в моем лесу будет больше цветов, в снежную или безснежную зиму? Почему?
  6. Будет ли хорошо лесным друзьям – птицам, если зима будет без снега? Почему?
  7. Ребята, а нужен ли снег в городе? Нужен ли снег вашим садам, паркам, скверам?
  8. Что вы делаете на своем участке, чтобы кусты, деревья, цветы хорошо перезимовали?

 

 

 

Закрепление: проведите с ребёнком эксперименты

Опыт №1 «Какого цвета снег и лед?»

Посмотрите, я на зеленый картон положу снег, а на красный – лёд. Теперь и вы повторите этот эксперимент. Посмотрите через снег. Что видите? Ничего не видно. Посмотрите через лёд. Что вы наблюдаете? Какой же вывод можно сделать?

Вывод: Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный.

Под снегом не видно, какого цвета картон, он не просвечивает. А через лёд видно, что картон красный. Снег – не прозрачный, лёд – прозрачный. 

 

 

 

 

Опыт №2. «Какой на ощупь снег и лёд?».

- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.

Ответы детей (Холодный, твердый, тяжелый, гладкий)

А снег?

Опыт№3: «Есть ли запах у снега и льда?». 

А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега

Опыт 4. «Насколько снег и лёд прочные?».  

Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили? Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.

 

Сделаем вывод: снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий.

Этот опыт выполним у меня на столе, осторожно ударим молоточком сначала по снегу, а потом по льду. Какой сделаем вывод?

Верно, вывод: лёд хрупкий и колется. Снег мягкий и молоточек проваливается. Лед можно расколоть.

Опыт №5. «Снег чистый?». заготавливается заранее

Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. (Сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Накрой блюдце крышечкой. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.

 Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный. 

© 2025. КГКП Детский сад "Кораблик" отдела образования города Темиртау управления образования Карагандинской области