Детский сад дома
- Информация о материале
Тема: Путешествие по карте
Цель: Знакомство детей с глобусом – моделью земного шара;
Раскрытие смысла понятия «карта» - развёрнутого изображения поверхности земли на плоскости бумаги, её назначение;
Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе и карте по-разному;
Что делать:
Побеседуйте с ребенком.
- Мы знаем, что живем на огромной и красивой планете.
Как она называется? (земля)
Давным-давно люди думали, что земля плоская как тарелка. Стоит на трёх слонах, а они стоят на большой черепахе… И мечтали дойти до края земли.
Но потом путешественники обратили внимание, что если идти вперёд, то никакого края земли нет, а вернёшься туда, откуда пришёл. Значит Земля не плоская, а имеет форму шара. Свои знания путешественники передавали другим, то есть учи их. И, чтобы другим было понятно, придумали модель Земли – ГЛОБУС.
Ты знаешь, что такое модель?
Например, есть большие машины, а есть маленькие модели машин.
МОДЕЛЬ – это маленькая копия большого объекта.
Глобус – это маленькая копия, модель планеты Земля.
Здесь уместились все материки, Четыре необъятных океана.
Узнал что это? (глобус)
Достаньте маленький глобус и рассмотрите
Глобус – это уменьшенная модель Земли, он позволяет представить форму нашей планеты.. На нем есть всё, что есть на Земле, только очень маленькое: показаны материки, острова, моря и океаны, реки. (Покажите ребенку это всё на глобусе)
Наша земля – очень большой шар. Давай рассмотрим его.
- Какого цвета на глобусе больше всего? (синего)
- Как ты думаешь, что обозначено на глобусе синим цветом? ( вода)
- Чем темнее цвет, тем глубже в этом в этом месте море или океан.
- Какие еще цвета есть на глобусе?
- Зеленый цвет - это обозначены равнины.
- Как ты думаешь, что такое равнины? Равнины – это обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью.
- Коричневым цветом обозначают горы. Чем темнее цвет, тем горы выше.
- Что обозначает желтый цвет?
- Жёлтым цветом обозначают на карте мелкосопочники и пустыни.
Прочитайте стихотворение и на модели покажите ребенку «Экватор»
Шар земной посередине
На две равных половинки
Делит линия «Экватор»
Без нее определить
Юг и север – трудновато.
Сверху север, снизу юг-
От экватора мой друг!
Глобусы бывают большие и маленькие, но брать их в путешествие неудобно. Для этого есть КАРТА – плоское изображение нашей планеты.
Прочитайте стихотворение
Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот.
Обратите внимание, это та же поверхность нашей планеты земля, только нарисованная на плоском листе.
Географическая карта – это тоже модель земли, только плоская! Карту удобно брать с собой, а вот глобус неудобно. Ориентируясь по карте люди могут путешествовать, определять в каком направлении им держать путь: на север, на юг, запад или восток.
- Что ты видишь на карте? (всё так же как и на глобусе: равнины, горы, пустыни, моря и океаны)
- Смотри, на карте показаны материки. Материки - это возвышающиеся массивы суши, окруженные водой, их еще называют континентами, их всего шесть. (показываем материки: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида)
Задание: Предложите ребенку поиграть и по контуру определить материк
- Правильно: это Африка, Австралия и южная Америка.
Карты бывают разные.
Посмотри вот у нас карта детская с изображением зверей и рыб, обитающих в той местности, где они нарисованы.
Задание: Предложите ребенку посмотреть и назвать кто из животных, на каком материке живет.
На картах для взрослых ты такого не найдёшь.
А еще есть карты, где обозначены страны всего мира.
Мы можем найти, где Мы живём. Как называется наша страна? ( Казахстан)
Попробуй её найти на карте мира. (если ребенок затрудняется, покажите ему)
Брать с собой карту мира в путешествие по определенной местности очень не удобно, поэтому люди создали со временем карту каждой страны отдельно.
Задание: Покажите ребенку столицу Казахстана, города, которые ему знакомы, город, в котором он живёт. Уточните, какая местность в данном городе.
Задание: Покажите ребенку карту областей Казахстана. Предложите найти тот город, в котором он живет на данной карте. Уточните название области, в которой вы проживаете.
Закрепление:
Попросите ребенка ответить на вопросы:
1. Что такое глобус?.
2. Что такое карта?
3. Каким цветом обозначаются реки, моря и океаны на карте?
4. Что обозначается зелёным, белым, коричневым и жёлтым цветом?
5. Какой формы наша планета?
Задание: Распечатайте игру и с удовольствием путешествуйте с ребенком.
Задание: По карте: предложите ребенку определить чем богата та или иная область в Казахстане