МЕНЮ

Детский сад дома

Тема: Путешествие по карте

 

Цель:  Знакомство детей с глобусом – моделью земного шара;

Раскрытие  смысла понятия «карта» - развёрнутого изображения поверхности земли на плоскости бумаги, её назначение;

Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе и карте по-разному;

 

Что делать:

Побеседуйте с ребенком.

- Мы знаем, что живем на огромной и красивой планете.

Как она называется? (земля)

Давным-давно люди думали, что земля плоская как тарелка. Стоит на трёх слонах, а они стоят на большой черепахе… И мечтали дойти до края земли.

korabl1_1.jpg

Но потом путешественники обратили внимание, что если идти вперёд, то никакого края земли нет, а вернёшься туда,  откуда пришёл. Значит Земля не плоская, а имеет форму шара. Свои знания путешественники передавали другим, то есть учи их. И, чтобы другим было понятно, придумали модель Земли – ГЛОБУС.

Ты знаешь, что такое модель?

Например, есть большие машины, а есть маленькие модели машин.

МОДЕЛЬ – это маленькая копия большого объекта.

Глобус – это маленькая копия, модель планеты Земля.

Здесь уместились все материки, Четыре необъятных океана.

Узнал  что это? (глобус)

Достаньте маленький глобус и рассмотрите

 korabl1_2.jpg

Глобус – это уменьшенная модель Земли, он позволяет представить форму нашей планеты..  На нем есть всё, что есть на Земле, только очень маленькое:  показаны материки, острова, моря и океаны, реки. (Покажите ребенку это всё на глобусе)

Наша земля – очень большой шар. Давай  рассмотрим его.

- Какого цвета на глобусе больше всего? (синего)

- Как ты думаешь, что обозначено на глобусе синим  цветом? ( вода)

- Чем темнее цвет, тем глубже в этом в этом месте море или океан.

- Какие еще цвета есть на глобусе?

- Зеленый цвет  - это обозначены равнины.

- Как ты думаешь, что такое равнины? Равнины – это обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью.

- Коричневым цветом обозначают горы. Чем темнее цвет, тем горы выше.

- Что обозначает желтый цвет?

- Жёлтым цветом обозначают на карте мелкосопочники и пустыни.

Прочитайте стихотворение и на модели покажите ребенку «Экватор»

Шар земной посередине

На две равных половинки

Делит линия «Экватор»

Без нее определить

Юг и север – трудновато.

Сверху север, снизу юг-

От экватора мой друг!

korabl1_3.jpg

Глобусы бывают большие и маленькие, но брать их в путешествие неудобно. Для этого есть КАРТА – плоское изображение нашей планеты.

Прочитайте стихотворение

Карта – глобуса сестрица,

Очень плоская девица.

Можно карту расстелить,

Можно к стенке прикрепить.

С ней легко идти в поход:

Лишь свернуть – и нет хлопот.

Обратите внимание, это та же поверхность нашей планеты земля, только нарисованная на плоском листе.

 korabl1_4.jpg

Географическая карта – это тоже модель земли, только плоская! Карту удобно брать с собой, а вот глобус неудобно. Ориентируясь по карте люди могут путешествовать, определять в каком направлении им держать путь: на север, на юг, запад или восток.

- Что ты видишь на карте? (всё так же как и на глобусе: равнины, горы, пустыни, моря и океаны)

- Смотри, на карте  показаны материки. Материки - это возвышающиеся массивы суши, окруженные водой, их еще называют континентами, их всего шесть. (показываем материки: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида)

 

Задание: Предложите ребенку поиграть и по контуру определить материк

korabl1_5.jpg

- Правильно: это Африка, Австралия и южная Америка.

 

Карты бывают разные.

korabl1.jpg

Посмотри вот у нас карта детская с изображением зверей и рыб, обитающих в той местности, где они нарисованы.

Задание: Предложите ребенку посмотреть и назвать кто из животных,  на каком материке живет.

На картах для взрослых ты такого не найдёшь.

А еще есть карты, где обозначены страны всего мира.

korabl1_10.jpg

Мы можем найти, где Мы живём. Как называется наша страна? ( Казахстан)

Попробуй её найти на карте мира. (если ребенок затрудняется, покажите ему)

Брать с собой  карту мира в путешествие по определенной местности очень не удобно, поэтому люди создали со временем карту каждой страны отдельно.

korabl111.jpg

korabl1_6.jpg

Задание: Покажите ребенку столицу Казахстана, города, которые ему знакомы, город, в котором он живёт. Уточните, какая местность в данном городе.

korabl1_7.jpg

Задание: Покажите ребенку карту областей Казахстана. Предложите найти тот город, в котором он живет на данной карте. Уточните название области, в которой вы проживаете.

 

 

 

Закрепление:

Попросите ребенка ответить на вопросы:

1. Что такое глобус?.

2. Что такое карта?

3. Каким цветом обозначаются реки, моря и океаны на карте?

4. Что обозначается зелёным, белым, коричневым и жёлтым цветом?

5. Какой формы наша планета?

korabl1_8.jpg

 

Задание: Распечатайте игру и с удовольствием путешествуйте с ребенком.

 

Задание: По карте: предложите ребенку определить чем богата та или иная область в Казахстане

korabl1_9.jpg

 

© 2025. КГКП Детский сад "Кораблик" отдела образования города Темиртау управления образования Карагандинской области